С приближением весны россияне проявляют все больший интерес к знаменательному событию, которое произойдет 18 марта 2018 года — к выборам президента России.
Самое важное на всех этапах избирательной кампании - от момента старта до определения победивших на выборах кандидатов - обеспечение законности и правопорядка. Избирательная кампания, как в масштабах всей России, так и в отдельных субъектах Российской Федерации требует консолидации усилий всех структур в решении задач по контролю за соблюдением всех норм избирательного законодательства России.
За нарушение законодательства Российской Федерации о выборах предусмотрена юридическая ответственность: конституционно-правовая, административная, уголовная. Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах и референдумах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав, организации и проведения выборов и референдумов.
В Уголовном кодексе предусмотрена ответственность по следующим составам преступлений, относящихся к подследственности Следственного комитета.
Статья. 141 УК РФ,
ч.1 – воспрепятствование осуществлению избирательных прав на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением своих обязанностей, предусматривает наказание в виде штрафа до восьмидесяти тысяч рублей, либо исправительными работами на срок до одного года.
-ч.2- те же деяния:
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения,
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения,
в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,
предусматривает наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч , либо обязательные работы, либо исправительные работы, либо арест на срок до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет.
Статья 141.1 УК РФ –нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума иной группы участников референдума
ч.1-оказание финансовой поддержки
- внесение пожертвования в крупном размере в избирательный фонд референдума через подставных лиц.
ч.2 - использование в крупном размере поддержки в нарушение установленного законодательства
-расходованием в крупном размере пожертвований запрещенных законодательством о выборах,
предусматривает наказание в виде штрафа от двухсот тысяч рублей до лишения свободы на срок до двух лет.
Статья 142 УК РФ- фальсификация избирательных документов, документов референдума.
ч.1 –фальсификация избирательных документов, документов референдума, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группой или иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем,
предусматривает наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч рублей до лишения свободы на срок до четырех лет.
ч.2 предусматривает ответственность за подделку подписей избирателей, наказание в виде штрафа в размере от двухсот тысяч рублей до лишения свободы на срок до трех лет.
ч.3 предусматривает ответственность за незаконное изготовление избирательных бюллетеней, их перевозку и хранение, в виде штрафа в размере от двухсот тысяч рублей до лишения свободы на срок до трех лет.
Статья 142.1 УК РФ - фальсификация итогов голосования, предусматривает наказание в виде штрафа от двухсот тысяч рублей до лишения свободы на срок до четырех лет.
Статья 142.2 УК РФ - незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, предусматривает наказание в виде штрафа в размере от двухсот тысяч рублей до лишения свободы на срок до четырех лет.
Нарушения избирательных прав граждан на выборах в России имели и, к сожалению, продолжают иметь место. Объясняется это несовершенством и нестабильностью избирательного законодательства в стране, а также активным использованием административного ресурса в интересах конкретных партий и их кандидатов. Предупреждение и противодействие нарушениям избирательных прав граждан на выборах в России обеспечивается за счёт усиления юридической ответственности за нарушение избирательных прав граждан, эффективной работы правоохранительных органов по недопущению нарушений избирательных прав граждан, а также путём повышения уровня правовой культуры участников избирательного процесса.