Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды в муниципальном образовании «Яйский муниципальный район» в 2017 году

Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Яйского муниципального района Кемеровской области» подготовлен во исполнение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р. Доклад является документом, формируемым в целях обеспечения органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан систематизированной аналитической информацией о состоянии конкуренции в Яйском муниципальном районе.
К основным задачам по развитию конкуренции в Яйском районе относятся:
- создание благоприятных организационно-правовых и экономических условий для устойчивого развития конкуренции в Яйском районе;
- содействие развитию конкуренции в рамках внедрения Стандарта развития конкуренции на территории Яйского района;
- снижение или устранение правовых, административных, финансовых барьеров для хозяйствующих субъектов;
- повышение уровня информационной открытости деятельности органов местного самоуправления Яйского района.
Подводя итоги развития конкуренции на территории муниципального образования «Яйский муниципальный район» в 2017 году, необходимо отметить, что работа по внедрению Стандарта развития конкуренции на территории района ведется с 2016 года.
Администрацией Яйского муниципального района разработана вся необходимая нормативно-правовая база, разработана «дорожная карта» по развитию конкуренции, определены ответственные за развитие конкуренции на территории района.
С целью повышение уровня информированности о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в Яйском районе на официальном сайте администрации Яйского муниципального района создан тематический раздел о состоянии и содействии развития конкуренции (http://adm.yayacity.ru/content/standart-razvitiya-konkurencii-v-yayskom-...).
Во исполнение требований Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2016 года № 1738-р, между администраций Кемеровской области и администрацией Яйского муниципального района заключено Соглашение №143 от 23 декабря 2016 года о внедрении Стандарта развития конкуренции. Соглашение регламентирует принципы и условия сотрудничества, позволяющие реализовывать Стандарт развития конкуренции, достигать цели и соблюдать принципы внедрения Стандарта развития конкуренции.
В рамках Соглашения о внедрении Стандарта развития конкуренции постановлением администрации Яйского муниципального района № 692 от 24 апреля 2017 года утвержден План мероприятий (дорожная карта) по содействию развитию конкуренции в Яйском муниципальном районе.
В Дорожной карте определены первоочередные мероприятия по направлениям:
1. Мероприятия по содействию развитию конкуренции на социально значимых рынках:
1.1. Рынок услуг дошкольного образования.
1.2. Рынок услуг детского отдыха и оздоровления.
1.3. Рынок услуг дополнительного образования детей.
1.4. Рынок медицинских услуг.
1.5. Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.
1.6. Рынок услуг в сфере культуры.
1.7. Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства.
1.8. Розничная торговля.
1.9. Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом.
1.10. Рынок услуг связи.
1.11. Рынок услуг социального обслуживания населения.
2. Мероприятия по содействию развитию конкуренции на приоритетных рынках:
2.1. Рынок сельскохозяйственной продукции.
2.2. Рынок производства сырого молока.
3. Системные мероприятия по развитию конкурентной среды в Яйском муниципальном районе:
3.1. Организация работ по кадастровому учету земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, право собственности на которые разграничено, рассмотрение возможности подготовки проектов межевания указанных территорий.
3.2. Оптимизация структуры муниципального имущества Яйского муниципального района, согласно плану приватизации муниципального имущества.
3.3. Организация и проведение инвестиционных мероприятий (форумов, семинаров или круглых столов). Размещение в сети Интернет информации по инвестиционной привлекательности Яйского муниципального района.
3.4. Информирование субъектов предпринимательской деятельности о мерах, принимаемых органами государственной власти в целях улучшения условий ведения бизнеса, посредством проведения семинаров, тренингов, распространения печатных и иных материалов.
3.5. Обеспечение информирования населения Яйского муниципального района о проведении опросов с применением информационных технологий.
3.6. Подготовка информации о проведенных мероприятиях и их результатах по выполнению системных мероприятий настоящей "дорожной карты" и иных мероприятий по развитию конкуренции.

Всего в районе 192 хозяйствующих субъекта: 107 государственной и муниципальной собственности, 74 частных организации, 226 индивидуальных предпринимателей.

1. Результаты мониторинга состояния и развития конкурентной среды на приоритетных и социально значимых рынках
1. Рынок услуг дошкольного образования.
В районе 10 муниципальных детских дошкольных учреждений.
Конкурентная среда в сфере образовательных услуг характеризуется доминированием муниципальных образовательных учреждений. На территории района негосударственный сектор, который способствовал бы повышению обеспеченности услугами по дошкольному образованию, присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, не развивается. Причина тому - отсутствие потребности в дополнительных дошкольных местах. В системе дошкольного образования рисками для развития бизнеса является более низкая стоимость содержания ребенка в дошкольных муниципальных учреждениях и широкий спектр образовательных услуг. Потенциальными рисками, препятствующими развитию бизнеса в негосударственных учреждениях в системе образования, является недостаток собственных ресурсов и образования.
Одним из возможных способов развития негосударственного сектора дошкольного образования могла бы быть поддержка малого и среднего предпринимательства, то есть оказание целенаправленной финансовой поддержки предпринимателям при создании и функционировании малокомплектных детских садов (до 50 человек), а также дошкольных групп (до 10 человек), открытых индивидуальными предпринимателями.

2. Рынок услуг детского отдыха и оздоровления.
Всеми формами отдыха и занятости в 2017 г. было охвачено 1482 обучающихся в 18 образовательных учреждениях района. Всего в районе 2100 детей в возрасте от 5 до 14 лет.
В районе приняты необходимые нормативные документы, которые определяют порядок организации отдыха и оздоровления детей, среднюю стоимость путевки в оздоровительные лагеря, категории детей, имеющих право на получение полной или частичной оплаты стоимости путевки из средств областного бюджета. Сфера услуг отдыха и оздоровления детей в районе представлена муниципальными учреждениями.
На территории района отсутствуют частные, коммерческие организации, оказывающие услуги по детскому отдыху и оздоровлению.
Рынок услуг детского отдыха и оздоровления можно охарактеризовать, как умеренно развитый.

3.Рынок услуг дополнительного образования детей.
Дополнительное образование в системе образования района представлено 3 учреждениями, в которых функционируют кружки и секции различной направленности. На факультативных, индивидуальных и кружковых занятиях происходит развитие творческих ресурсов школьников, что способствует самореализации, саморазвитию и качественному приращению их личностного потенциала. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию, в 2016 году составила 83,4%.
На территории района отсутствуют частные, коммерческие организации на оказание услуг дополнительного образования детей. Данная ситуация характеризуется тем, что в районе отсутствуют субъекты бизнеса, желающие организовать этот вид деятельности, так как для организации необходимо иметь специальное образование.
Основным направлением развития конкуренции на рынке предоставления образовательных услуг является недопустимость сокращения количества организаций данной сферы, расширение спектра их услуг, обеспечение равных условий доступа детей к обучению в организациях различной формы собственности.

4. Рынок медицинских услуг.
Одной из важнейших задач государства является укрепление здоровья, повышение продолжительности жизни населения. Ее выполнение напрямую связано с развитием эффективной системы здравоохранения, повышением качества медицинской помощи.
В районе 1 больничное учреждение – ГБУЗ «Яйская РБ». В состав больницы входит: стационар на 67 коек; взрослая поликлиника на 165 посещений в смену; педиатрическое амбулаторно-поликлиническое отделение на 65 посещений в смену; отделение скорой медицинской помощи (ОСМП); 3 врачебные амбулатории; 17 ФАПов; отделение сестринского ухода - 15 коек.
В поселке Яя 1 частная стоматологическая клиника.
Рынок медицинских услуг относится к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией, хотя медицинские услуги востребованы на территории района. На территории района отсутствуют врачи узкой специализации по многим направлениям.

 

5. Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.
В систему образования Яйского муниципального района входят 16 школ, из них - 1 школа-интернат психолого-педагогической поддержки детей.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями осуществляется во всех образовательных учреждениях района, где создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.
На территории района отсутствуют муниципальные организации, частные, коммерческие организации по оказанию услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.
Рынок данных услуг относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

6. Рынок услуг в сфере культуры.
В сфере оказания услуг культуры на территории действуют только муниципальные учреждения.
Основу культурного потенциала составляют 27 учреждений культурно - досугового типа, 24 библиотеки, 1 музей и 1 музыкальная школа, кинотеатр «Планета».
В учреждениях клубного типа действует 278 клубных формирований с числом участников - 2932 человека.
В течение года проводится более 10 районных фестивалей разного уровня и более 7 тысячи мероприятий.
Права граждан на получение услуг в области культуры в районе не ограничены. Негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере развлекательной деятельности, нет.
Рынок данных услуг относится к рынкам с умеренно развитой конкуренцией.

7. Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Рынок жилищно-коммунальных услуг охватывает такие сферы деятельности как: теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, сбор и вывоз бытовых отходов, вывоз ЖБО.
Результаты мониторинга состояния и развития конкурентной среды на приоритетных социально-значимых рынках показывают, что развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства происходит умеренными темпами.
В сферу жилищно – коммунального хозяйства района входит 99 жилых многоквартирных домов; 22 котельные; более 37,5 км теплотрасс; 214,1 км водопроводов; 5,5 км канализационных сетей; 37 водозаборных скважин; 315,4 км электрических сетей. Протяженность автомобильных дорог по району – 424,1 км
Жилищно-коммунальный комплекс Яйского района состоит из таких предприятий как: ООО «Благоустройство» (услуги водоснабжения и водоотведения), ООО «Яйская коммунальная компания» (услуги теплоснабжения), ООО «Тепловик» (услуги теплоснабжения и водоснабжения), ООО «Мастер+» (обслуживание жилищного фонда), ООО «ЖКХ Яйского района» (обслуживание жилищного фонда). Все организации являются частными.
Состояние конкуренции на рынке услуг жилищно-коммунального комплекса характеризуется специфическими для отрасли особенностями. По причине ограниченности технологических возможностей, устоявшейся системы энергоснабжения, теплоснабжения, водообеспечения и водоотведения, конкуренция на данных рынках имеет низкий потенциал для развития. Организации жилищно-коммунального комплекса района являются, по сути, локальными монополиями. При этом монополия является наиболее приемлемой и экономически обоснованной формой осуществления деятельности в этой сфере.
Факторами, сдерживающими развитие конкуренции в сфере жилищно- коммунального хозяйства, являются: высокая затратность производства; высокая стоимость капитального строительства; долгий срок окупаемости инвестиционных проектов; нестабильность тарифной политики и непрозрачность тарифов; риски потери инвестиций от неопределенности тарифной политики; отсутствие у потребителей выбора поставщика коммунальных услуг; высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры, аварийность и низкий коэффициент полезного действия мощностей.

8. Розничная торговля.
Как быстро окупаемая сфера деятельности, торговля остается наиболее традиционной отраслью для малых форм хозяйствования. Сфера розничной торговли района представлена разными форматами: от крупных федеральных компаний до магазинов шаговой доступности, а также нестационарными объектами, ведущими конкурентную борьбу за потенциальных потребителей. Кроме этого, организуются ярмарки, работают автомагазины.
Торговая сеть Яйского муниципального района представлена 141 единицей, в т.ч., 131 магазин, 7 предприятий общественного питания, 10 киосков и павильонов.
На предприятиях розничной торговли работает 7,4% от численности занятого населения района или 580 человек.
Оборот розничной торговли в 2017 году составил 483 миллиона рублей.
На территории района осуществляют розничную торговлю магазины торговых систем Компании «Холидей», «Мария-Ра», «Пятерочка», «Ярче», «Магнит», «Новекс». Два торговых центра: «Империя» (ИП Гунько А.М.) и «Реал» (ИП Резник Н.В.).
В целом рынок розничной торговли характеризуется развитой конкуренцией.
Высокому уровню конкурентной среды в торговле способствуют:
- стабильный платежеспособный спрос населения на основные продовольственные и непродовольственные товары;
- высокий уровень товарной насыщенности рынка;
- шаговая доступность объектов.
Барьеры входа на рынок розничной торговли в районе отсутствуют.

9. Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом.
Перевозки пассажиров в Яйском муниципальном районе обеспечиваются государственными пассажирскими автотранспортными предприятиями: Анжеро-Судженским ПАТП и Ижморским ПАТП.
В административном центре района – поселке Яя – функционирует 2 автобусных маршрута для перевозки пассажиров, имеется регулярное автобусное сообщение с селами района, п. Ижморский, городами Кемерово, Томск. Услуги такси оказывают частные предприниматели.
Таким образом, рынок услуг перевозок пассажиров автомобильным транспортом можно считать с развитой конкуренцией.
Барьером, затрудняющим предпринимательскую деятельность на данном рынке, является недобросовестная конкуренция, связанная с незаконной деятельностью нелегальных перевозчиков.

10. Рынок услуг связи.
Оказанием услуг связи в районе занимается
- ПАО «Ростелеком». Это услуги междугородной и международной телефонной связи (включая услуги широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»).
- Сотовые операторы: ОАО «МТС», ОАО «Мегафон», ОАО «Билайн», ООО «Теле2».
Связь является перспективной и динамично развивающейся отраслью района. Потребность в скоростном доступе с каждым годом растет. Одним из наиболее востребованных видов связи у населения региона является услуга фиксированного широкополосного доступа в сеть Интернет.
Развитие предпринимательской деятельности в это сфере затрудняют многие факторы: сложная и длительная процедура получения разрешительных документов на строительство линейно-кабельных сооружений; очень высокие издержки вхождения; сложности при согласовании размещения средств связи на объектах гражданского назначения, в том числе на зданиях жилого фонда.
В целом рынок предоставления широкополосного доступа к сети Интернет в Яйском районе, характеризуется с умеренно развитой конкуренцией.

 

11. Рынок услуг социального обслуживания населения.

На территории Яйского района осуществляет свою деятельность МБУ «Центр социального обслуживания», которое предоставляет социальные услуги без обеспечения проживания, в том числе осуществляет организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг. На обслуживании состоит 662 пенсионера. В отделении дневного пребывания удается отдохнуть в течение года – 180 гражданам, в том числе семьям с детьми-инвалидами.
Уровень конкуренции на рынке услуг социального обслуживания оценивается как слабый, низкий с неразвитой конкуренцией.
В числе наиболее сложных проблем развития конкуренции следует обозначить большое количество поселений с малой численностью населения, в которых есть объективные ограничения (по спросу) для развития предпринимательства и конкуренции.

12. Рынок сельскохозяйственной продукции.
В сельскохозяйственное производство района входят: 10 организованных предприятий, 20 крестьянско-фермерских хозяйств, 2000 личных подсобных хозяйств.
За 2017 год сельское хозяйство района произвело около 40 тысяч тонн зерна, производство молока стабилизировано на уровне 5900-6000 тонн в год. Поголовье коров сохраняется на уровне -1840 голов. За три года поголовье коров практически не сократилось. Производство мяса с последним годом выросло с 2974 тонн до 3560 тонн. Площадь используемой пашни стабилизировалось на уровне 42000 га.
Производство в сопоставимых ценах в среднем составляет 1 миллиард 200 миллионов рублей.
Мероприятия «дорожной карты» по содействию развития конкуренции на данном рынке направлены на:
- информирование и консультирование сельхозпроизводителей Яйского района по вопросу получения государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся развитием молочного и мясного скотоводства;
- создание условий для молочного животноводства как отрасли опережающего развития;
- мониторинг наличия племенного молодняка всех видов сельскохозяйственных животных.
Рынок данных услуг характеризуется как рынок с умеренно развитой конкуренцией.

13. Рынок производства сырого молока.
В 2017 году поголовье коров в общественном секторе составило 1828 голов, что на 52 головы меньше прошлого года.
Надой на одну фуражную корову – 3200 кг, что на 60 килограмм больше прошлого года.
Производство основного продукта животноводства – молока, в сельскохозяйственной отрасли в натуральном выражении составило - 5908 тонн, что на 283 тонны больше прошлого года.
Молочным производством занимаются четыре сельхоз.организации – ООО «Успех-Агро», ПСХК «Первомайский», ООО «Агропромхлеб», ООО «Прогресс».
Можно отметить, что рынок производства сырого молока - с умеренно развитой конкуренцией.
Ускоренное развитие молочной отрасли и увеличение производства молока в районе можно обеспечить, действуя в нескольких направлениях.
Одно из направлений – это дополнительные животноводческие комплексы по разведению КРС.
Второе направление - это развитие имеющихся производств путем наращивания кормопроизводства, закупки племенного скота с высоким генетическим потенциалом и его последующим высокоэффективным использованием, улучшением качества молока за счет замены физически и морально устаревших холодильников и доильного оборудования.