Бизнес-планирование

 Как разработать бизнес-план
Бизнес-план представляет собой программу предпринимательской деятельности. По своей форме - это документ, который является одним из основных инструментов предпринимателя по привлечению внешних финансовых ресурсов.
Этот документ предоставляет владельцу финансовых ресурсов информацию для переговоров и демонстрирует основательность предпринимательского проекта.
Приступая к бизнес-планированию, следует иметь ввиду, что разработка даже самого небольшого бизнес-плана, включая сбор необходимых сведений и оформление, занимает обычно не менее двух недель напряженной работы.
Признаком хорошо разработанного бизнес-плана является наличие содержательной и достаточно полной информации во всех его разделах, а также внимание к деталям. При разработке и оформлении бизнес-плана следует ориентироваться на объем в 15 - 35 страниц.
Бизнес-план - документ, который должен привлечь внимание потенциальных партнеров и инвесторов, поэтому он должен хорошо выглядеть. Применяйте деловую графику (графики, диаграммы, схемы, таблицы), которая позволяет лучше воспринимать представленные сведения. Используйте простой и четкий стиль изложения, избегайте профессионального жаргона.
Следует точно знать, лицензируется ли вид предпринимательской деятельности, которым предприниматель планирует заняться. Если да, то какой орган исполнительной власти осуществляет это, и что для этого требуется (документы, квалификация персонала и т.д.).
Существует общепринятый круг сведений, которые обычно излагаются в бизнес-плане вне зависимости от сферы деятельности, сформированные в приведенную ниже структуру, которую мы рекомендуем использовать предпринимателям:
• Титульный лист
• Резюме (3-5 стр.)
• Описание заявителя проекта (не более 5 стр.)
• Исследование рынка (не более 10 стр.)
• Описание проекта (не более 10 стр.)
• Маркетинговая стратегия (5-7 стр.)
• Производственный план (5-7 стр.)
• Оценка риска
• Финансовый анализ

1.Резюме
Этот раздел, к сожалению, часто недооценивается разработчиками. Хотя он является одним из самых важных разделов бизнес плана, так как может вызвать (или нет) интерес потенциального партнера или инвестора.
Контрольный список вопросов для составления данной части бизнес-плана:
• Краткое описание компании (наименование, история развития, учредители и их доли, успешно реализованные проекты, область деятельности);
• Название проекта и краткое описание проекта;
• Цели проекта;
• Коммерческий продукт проекта, его краткая характеристика;
• Ресурсы проекта (общая стоимость проекта, потребность в дополнительных финансах и сумма собственных вложений, потребность в человеческих ресурсах);
• Показатели социально-экономической и финансовой эффективности проекта (прибыльность, срок окупаемости, количество уплачиваемых налогов);
• Описание рынка, конкурентные преимущества продукта/услуги проекта;
• Команда проекта (деловая характеристика основных участников и их предыдущих успехов, важных для реализации предлагаемого проекта);
• Стратегия маркетинга (планируемая доля рынка через 3-5 лет, методы продвижения);
• Условия привлечения инвестиций (процент выплат по займу, размер получаемой прибыли на инвестированный капитал, условия выхода инвестора из проекта, приемлемые для заявителя).

2. Описание заявителя проекта
Контрольный список вопросов для составления данной части бизнес-плана:
• Сведения о претенденте. Статус, уставный капитал, финансовое положение. Когда, кем, с какой целью была / будет основана фирма;
• Организационно-правовая форма, структура собственности (учредители и их доли);
• Структура управления, количество работников и их квалификация;
• Поддержка проекта местной администрацией;
• Текущие и имевшие место в прошлом финансовые обязательства (кредитная история).

3. Описание проекта
Контрольный список вопросов для составления данной части бизнес-плана:
• Описание проблемы, решаемой в рамках проекта;
• Описание потребительских качеств коммерческого продукта/услуги;
• Описание технологии, используемой в проекте;
• Конкурентные преимущества коммерческого продукта;
• Защита интеллектуальной собственности, если она используется в проекте;
• Календарный график реализации проекта с указанием этапов, сроков, достигаемых результатов, ответственных лиц и необходимых ресурсов.

4. Исследование рынка
Контрольный список вопросов для составления данной части бизнес-плана:
• Описание отрасли (уровень конкуренции в отрасли, прогноз на будущее - рост/спад, сезонность и т.д.);
• Описание рынков сбыта (прогноз роста рынка; емкость потенциального рынка; доля рынка, которую проект рассчитывает занять; структура рынка; описание основных потребителей и их потребностей; описание каналов сбыта продукции);
• Описание конкуренции (основные прямые конкуренты, их сильные и слабые стороны, характеристика существующих аналогов продукции на рынке);
• Прогноз объёмов продаж (в натуральном и денежном выражении);
• Отзывы потребителей о продукции.

5. Маркетинговая стратегия
Этот раздел зачастую представляет основное препятствие для предпринимателей, разрабатывающих бизнес-планы. В этом разделе необходимо оценить маркетинговые возможности продукции.
Контрольный список вопросов для составления данной части бизнес-плана:
• Преимущества и недостатки продукции относительно конкурентов;
• Конечные потребители. Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект;
• Организация сбыта (описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта);
• Обоснование цены на продукцию (метод установления цены, конкурентоспособность цены, возможные скидки, надбавки);
• Программа по организации рекламы, примерный объем затрат.

6. Производство
Назначение раздела - аргументировать выбор производственного процесса и охарактеризовать технико-экономические показатели согласно проектно-сметной документации, утвержденной претендентом.
Контрольный список вопросов для составления данной части бизнес-плана:
• Программа производства и реализации продукции, технология производства;
• Требования к организации производства;
• Состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка, лизинг);
• Поставщики сырья и материалов, ориентировочные цены;
• Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами;
• Численность работающих сотрудников и затраты на оплату труда;
• Стоимость производственных основных фондов;
• Форма амортизации (простая, ускоренная), норма амортизационных отчислений;
• Годовые затраты на выпуск продукции, переменные и постоянные затраты, себестоимость единицы продукции;
• Стоимость строительства, структура капитальных вложений, предусмотренная в проектно-сметной документации и сметно-финансовом расчете.

7. Оценка рисков
• Возможные виды рисков и их анализ;
• Стратегия снижения выявленных рисков.

8. Финансовый анализ
Данный раздел является ключевым, по нему планируются затраты на реализацию проекта и определяется его эффективность.
Контрольный список вопросов для составления данной части бизнес-плана:
• Описание системы налогообложения и других условий финансовых расчетов;
• Список этапов проекта, их стоимость (основные направления вложений финансовых средств по проекту);
• Предложения внешним инвесторам (возможный объем заимствований, предполагаемый процент выплат по займу);
• Описание возможного залога, гарантий, поручительств при займе.