Юркин Николай Иванович

 

Родился в 1920 году в деревне Новая Москва Мальцевского сельсовета Анжеро-Судженского района. После окончания начальной шко
лы учился в Жарковской средней школе (ныне поселок Яя, школа №1). Окончив семь классов, Николай поступил учиться в Анжеро-Судженский медицинский техникум и одновременно - в аэроклуб. По ме
дицинской линии получил звание фельдшера, по авиационной - пи
лота-спортсмена. В ту пору в Новосибирске создавалась школа воен
ных летчиков, и Николай Юркин через военкомат поступил в нее учить
ся, успешно окончив ее в 1940 году.
Великая Отечественная война застала его под Владивостоком. Там в звании младшего лейтенанта, в должности командира экипажа он проходил службу в бомбардировочном авиаполку. Фронт был дале
ко, но благодаря настойчивости командира экипаж перевели в дру
гой полк и направили в действующую армию. Н.Юркин защищал Мос
кву, совершив 22 боевых вылета на бомбардировку вражеских войск. В одном из боев, во время бомбардировки немецкой танковой ко
лонны, наступавшей на Москву, прямым попаданием снаряда его машина была подбита. Летчику удалось дотянуть до своего аэродро
ма, но к дальнейшим вылетам самолет был непригоден. С группой летчиков Николая направили учиться летать на самолетах «ПО-2» В мае 1942 года летчик-разведчик Н.И.Юркин вновь под Москвой. Ле
тал по глубоким тылам противника, добывая важную информацию о силе вражеских войск. Затем вновь учился на летчика-истребителя. В дальнейшем и в разведку продолжал летать уже на истребителе.
Накануне Орловской битвы командование фронта отдало приказ интенсивно вести разведку войск противника. Николаю Ивановичу Юркину удалось обнаружить готовившуюся к наступлению главную танковую группировку немцев. В результате действий нашей авиа
ции и артиллерии вражеская группировка численностью 250 боевых единиц была уничтожена. За отличные боевые действия в ходе этой операции Н.И.Юркину было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1944 году Н.И.Юркин участвовал в боях на Львовском направле
нии, освобождал Польшу. Окончил войну под Берлином. Он - кавалер трех орденов Боевого Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1 степени, ордена Красной Звезды и многих медалей.
После войны Николай Иванович продолжал летать на поршневых и реактивных самолетах. Был командиром эскадрильи, заместите
лем командира полка. В 1956 году по состоянию здоровья его осво
бодили от летной практики и перевели на штабную работу. Будучи на пенсии, бывший фронтовик продолжал работать в должности старшего диспетчера на заводе «Электромаш» в городе Тирасполе.